РОДОВОЕ ГНЕЗДО

Это, на мой взгляд, интересно ...

О браках в Российской империи (FAQ) (часть 1)

 

Условия заключения брака

Что прежде всего надо для права вступления в брак?

Прежде всего надо взаимное согласие жениха и невесты, т.е. брачующихся. Закон не признает такого брака, который был-бы совершен через насилие над волей невесты или жениха

Имеет ли юридическую силу данное слово выйти замуж, или письменное обязательство со стороны мужчины или женщины?

Нет не имеет. Данное слово, а равно и письменное обязательство имеют по нашему закону только лишь нравственную силу; это дело совести, но закон и судья не вправе принудить давших подобное обязательство испонить его.

А если при этом была оговорена какая-либо денежная неустойка? Если в договоре было сказано, что если я такой-то, или я такая-то, не женюсь на такой-то, или обратно - то обязуюсь уплатить ей или ему такую-то сумму?

Такое имущественное обязательство по закону имеет тоже только нравственную силу и суд не может принудить его исполнять.

Ну, а если такой договор будет заключен с третьим лицом? Если жених или невеста обязались свату или свахе уплатить известную сумму за сватовство, или какую-бы то нибыло с их стороны помощь, оказанную ими при заключении брака и сватовства, то такой договор имеет-ли юридическую силу?

Нет, и не только по отношению к православным, но и вообще ко всем русским подданным христианского и нехристианского вероисповедания.

Должны-ли лица, пожелавшие вступить в брак, спрашивать на то разрешение полиции, общества, к которому приписаны, или вообще какой либо госуларственной власти?

Нет. Лица православного вероиповедания всех без различия состояний могут вступать между собой в брак, не испрашивая на это ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. Однако согласно ст. 6 т. Х. ч. I св. зак. гражд. запрещается вступать в брак без дозволения родителей, причем запрещение это не ограничено никаким возрастом. За вступление в брак, явно или тайно, против решительного запрещения родителей, или без испрошения согласия их, виновные, по принесенной на сие от родителей жалобе, подвергаются заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев и сверх того лишаются права наследовать по закону в имении того из родителей, которого они оскорбили своим неповиновениемю (ст. 1566 уложения о нак).

Но ведь есть лица, которыя не могут вообще никогда вступать в брак?

Да есть. В брак не могут вступать:

Примечание: Брак между свояченицей, т.е. сестрой покойной жены не может быть разрешен. Также не дозволяется брак с невесткой. Однако надо обратить внимание на новый Высочайший указ. В указе 17-го апреля 1905 г., об укреплении начал веротерпимости, священный синод находит возможным по особо исключительным ходатайствам преосвященных архиереев тех епархий, где преобладает смешанное население (православное и инославное, т.е. католики, протестанты, кальвинисты) допускать браки с невесткой.

О совершении брака.

Какая-же юридическая процедура предшествует вступлению в брак, т.е. к кому надлежит обратиться и в какой форме для свершения даннаго брака?

1. Желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени, звании и состоянии невесты (ст.25)

2. По получении этого заявления священник производит оглашение в церкви, т.е. публично заявляет, что такой-то и такая-то желают вступить в брак. Оглашение это делается до трех раз в ближайшия воскресения, а если встречаются в этот период времени праздники, то и в праздники. Если невеста принадлежит к другому приходу, то оглашение должно быть произведено и в ея приходе (ст.26).

Для чего делается оглашение?

1. Для того что-бы священник, которому придется свершать бракосочетание, мог быть уверенным, что данныя лица имеют право вступить в брак, т.е. холосты, или вообще не женаты, не состоят друг с другом в близком родстве и т.д.

2. Если-бы кто либо нашел какия либо законныя препятствия для брака оглашенных, то он имеет право заявить об этом священнику в письме или на словах, немедленно и во всяком случае не далее сделанного в церкви последняго оглашения (ст.27).

3. В каждой церкви находится книга для так называемых "обысков". В этой книге свидетели жениха и невесты должны дать подписку, что между брачующимися нет родства, недопускающаго к брачному союзу. Обыск совершается перед самым бракосочетанием (ст. 28).

Ну, а если кто либо укажет на существующее препятствие для свершения данного брака?

Если в момент свершения обыска или даже во время венчания откроется какое либо обстоятельство, препятствующее свершению брака, то священник должен немедленно остановить венчание, а о случившемся донести местному архиерею (ст. 29).

Может-ли священник свершить брачную церемонию за глаза, потому, например, что жених, или невеста не могут по болезни, или по каким либо другим обстоятельствам, лично присутствовать в церкви?

Законный брак совершается в церкви и непременно в личном присутствии сочетающихся. При этом должны быть два или три свидетеля. Брак может быть совершен на дому, т.е. не в стенах церкви, но это допускается только тогда, когда существуют непреодолимыя препятствия для свершения обряда в церкви (ст. 31).

Может-ли быть заключен брак между православным и раскольником?

Между правоверными (православными) и раскольниками (еретиками) брак допускается, но не иначе, как после принятия раскольником присяги, что они будут тверды в правоверии и не впадут снова в ересь

О признании браков недействительными.

И так, брак должен быть заключен согласно существующим у нас законам? А если эти законы не соблюдены той или другой из брачующихся сторон, что тогда?

Тогда такой брак признается недействительным и законом расторгается, т.е. уничтожается, а супруги признаются как-бы не вступавшими в этот брак.

Какие-же браки недействительны, или что одно и тоже, незаконны?

Неаконными браками признаются: 1) браки заключенные по насилию или в сумашествии того или другого из брачившихся; 2) брак лиц состоящих в близком родстве; 3) брак лиц уже состоящих в законном браке и не расторгнутом духовными властями; 4) брак таких лиц, которыя были уже в браке и при расторжении его не получили права на новый брак; 5) брак лиц, не достигших того возраста, который установлен законом или-же, наоборот, пережедших возраст установленный (80 лет), или, наконец вступивших в четвертый брак; 6) брак лиц православного и нехристианского исповеданий.

Как-же поступает власть с незаконными браками?

Тогда те лица, брак которых признан духовным судом недействительным, немедленно разлучаются, при чем об этом духовное начальство дает знать гражданским властям. За сим над ними свершается суд и лица, признанныя по суду виновными, подвергаются церковному покаянию, а в некоторых случаях, законом установленным, более суровому наказанию, как, например, штраф, тюремное наказание, ссылка в сибирь.

Могут-ли лица, брак которых расторгнут вступить в новый брак?

1) Все те лица, которых браки будут признаны недествительными и незаконными (за исключением лиц осужденных на всегдашнее безбрачие), имеют право вступать в новые браки, законом не воспрещенные. Что-же касется лиц, брак которых был расторгнут по недостатку установленного брачного возраста, то они, достигши этого возраста, могут, если пожелают, продолжать прерванное судом супружество; в этом случае брачный союз их подтверждается церковью, т.е. над ним свершается особо установленный церковный обряд в стенах церкви.

2) Если обнаружено двоеженство или двоемужество, то лица, бывшия в первом браке (не расторгнутом) могут снова вступить в брачное сожительство, но вступить в новый брак лица, нарушившия закон, не могут даже и после смерти супруга или жены. Если-же то лицо, которое было оставлено для второго (незаконного брака), не пожелает снова сойтись с нарушившим брачныя узы и вступившим во второй (недействительный) брак, то оно вправе это сделать. Кроме того это лицо т.е. лицо обманутое и невинно пострадавшее, вправе просить епархиальное начальство о дозволении вступить во второй брак. В таком случае второе лицо, т.е. лицо свершившее незаконный брак, должно будет на всю жизнь в безбрачии. Тоже самое должно свершиться и в том случае, если одна из повенчанных сторон была более пяти лет в безвестном отсутствии. Это не касается тех воинских чинов, которые находились в плену, или их безвестная отлучка была вызвана войной; возвратясь домой они могут вступить в новый брак, если прежний расторгнут, благодаря закону о пятилетней отлучке.

3) Если обе стороны (муж и жена), не будучи разведены, вступили в новый брак, то их брак (второй) расторгается и они остаются в первом брачном союзе, а если этот брак, т.е. первый, законный брак прекратится, благодаря смерти того или другого супруга, то лицо, оставшееся в живых, не имеет права просит о возстановлении прерванного старого противозаконного брака, ни о дозволении ему вступить в новый брак.

О прекращении и расторжении браков

Какая власть расторгает браки?

Это дело духовного суда. Только он один имеет право расторгать браки. Духовным судом называется консистория, имеющаяся при каждой епархии, во главе которой стоит местный архиерей. Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумашествии одного или обоих их брачущихся, рассматриваются, правда, уголовным светским судом, но приговор этого суда сообщается суду духовному и духовный суд решает вопрос о действительности или недействительности брака. Тоже самое происходит с делами о многобрачии и кровосмешении. При этом надо заметить, что дело о расторжении брака может быть начато только по просьбе либо мужа, либо жены.

Какие-же должны быть причины, которыя дают право просить духовный суд о расторжении брака?

Кроме указанных причин, дающих право на расторжение брака, других не существует.

 

Должен -ли муж после расторжения брака выдавать своей бывшей жене вспомоществование?

Нет. Даже и в том случае, если супруг будет судом признан виновным, он не обязан давать средства на пропитание разведенной с ним жене. Но из этого правила выделяется законом те случаи расторжения браков, в которых будет установлено, что брак свершен был при посредстве принуждения или обмана, т.е. когда мужчина сказался, например, холостым будучи женатым, или употребил насилие.

В числе прочих причин уважительных для расторжения брака указано прелюбодеяние. Как оно должно быть доказано? Достаточно-ли признания виновного?

Нет. Закон требует, чтобы прелюбодеяние мужа или жены, состоящих в законном браке, было "доказано". Сознание виновного не считается доказательством. Для этого требуются свидетельские показания, письма, документы.

А иск о расторжении брака по неспособности к брачному сожительству может быть начат тотчас-же, как эта неспособность обнаружена, или для этого существует какой-нибудь установленный срок?

Иск о расторжении брака, по неспособности одного из супругов к брачному сожитию, может быть начат только через три года после совершения брака. Кроме того, эта неспособность должна быть природной, или начаться ранее вступления в брак.

Как начинается исковая процедура расторжения брака, т.е. куда и как подается прошение и пр.?

  1. Тот из супругов, который желает расторгнуть брак, должен подать исковое прошение в консисторию, по месту жительства мужа, с изложением обстоятельств дела и приведением доказательств его права на уничтожение брака (документы, письма, свидетельские показания и пр.). Эти данныя должны выяснить и подтвердить виновность противной стороны. При прошении должны быть приложены: копия с этого прошения, метрическое свидетельство о браке, удостоверение полиции или правительственного учреждения о проживании мужа, хотя бы в течение последних 2-х лет в том округе, где находится консистория и, кроме всего этого, три марки 75 к. достоинства.
  2. Дело о разводе в консистории не может слушаться без вручения хотя бы одной повестки ответчику. Поэтому надлежит всячески озаботиться указанием точного адреса ответной стороны и проследить за вручением ей повестки, которая направляется через местную полицию. Повестка должна быть вручена самому ответчику, а в случае его отсутствия кому-либо из жительствующих с ним родственников, достигших 17-летнего возраста (ст.99 XVI ч. 2, изд. 1892). На судоговорение ответчик может и не явиться, а послать заявление по почте с нотариально засвидетельствованной подписью.

 

О браках христиан неправославного исповедания между собой и с лицами исповедания православного

И так, лицам всех вообще христианских вероисповеданий, как гласит закон, невозбранно дозволяется вступать между собою в браке по правилам и обрядам тех церквей, к которым они принадлежат, не испрашивая на то от гражданских властей никакого особого разрешения, но с соблюдением известных ограничений, которыя законом постановлены. Но при этом надо полагать, что браки лиц всех вообще христианских исповеданий должны быть совершаемы по обрядам той церкви, к которой они принадлежат.

А если в той местности нет данной церкви (костела для поляков-католиков, кирки для протестантов и т.д.), что тогда должны делать брачующиеся?

Если в этой местности, где живут жених и невеста, не существует церкви или священника (пастора, ксендза) их веры, то брак может быть совершен и православным священником и закон считает такой брак действительным. В этих случаях венчание совершается по обряду православной церкви и кроме того, если в последствии пришлось этот брак расторгнуть, то расторжение производится уже по правилам и обрядам православной церкви.

Если невеста принадлежит к православной церкви, а жених к неправославным христинанам, или наоборот, то дети их от данного брака к какой церкви должны принадлежать?

Если жених или невеста принадлежат к православному исповеданию и пожелают связать себя узами брака с неправославным христианином, т.е. католиком или протестантом, то дети, происшедшия от этого брака, должны быть крещены и воспитаны в правилах православной церкви. Для этого перед совершением обряда венчания священником берется подписка.

Могут - ли лица, принадлежащия к православной и неправославной церкви венчаться в неправосавной церкви, т.е. может-ли православный жених повести для венчания свою неправославную невесту в ея церковь и там обвенчаться с нею?

1. Неправославный и православная или наоборот, православный и неправославная, могут свершить обряд венчания по закону той церкви, к которой принадлежит неправославный супруг, но это все-таки не изхбавляет их от необходимости венчаться в православной церкви. Брак, совершенный только инославной церковью, запрещается.

Примечние: Относительно совершения браков между лицами православного и римско-католического исповеданий в виде временной меры постановлено: 1) брак этих лиц может быть оглашен только в одной православной церкви, но в такх случаях требуется, чтобы лица римско-католического исповедания, втупающия в брак с православными, представили причту православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, удостоверение местной полиции о том, что они не находятся уже в браке, т.е. холосты или не замужем, а также, что они правоспособны для вступления в брак. 2)чины полиции в таких случаях руководствуются метрическими свидетельствами, паспортами, легитимационными книжками и другими видами на жительство. Если этих документов нет, то достаточно двух достоверных свидетелй.

2. При заключении брака в Финляндии лицами разных христианских исповеданий венчание производится в обеих церквах, а дети рождающияся от этих браков, должны быть воспитаны в той вере, к которой принадлежит отец.

3. Что же касается лиц, вступающих в браке в Эстляндской и Курляндской губернии и принадлежащих к разным христианским исповеданиям, то от той брачущейся стороны, которая принадлежит к протестантской церкви, требуется свидетельство пастора, что это лицо в приходе своем оглашено и что к заключению брака не открылось никаких препятствий.

О браках христиан между собою и с христианами

 

  1. О браках лиц новокрещеных

 

Итак, в браке могут состоять только христиане с христианами. А если, скажем, жена еврейка, или магометанка, пожелает креститься, или, наоборот, муж-еврей или магометанин, пожелают принять христианскую веру, а их жены останутся в еврействе или магометанстве, то сохраняется-ли такой брак или подлежит расторжению?

 

А) Лицо нехристианского исповедания, по восприятии крещения по обрядам христианской церкви, может прибывать в единобрачном сожительстве с своею некрещеною женою; такой брак остается в полной силе и переход мужа в православие его не нарушает.

Тоже самое разрешается нашим законом и в том случае если не муж, а жена примет православие, а муж останется нехристианином. Однако, в таких случаях муж, остающийся в своей вере, должен дать обязательство: 1) те дети, которые родятся после принятия женой крещения должны воспитываться в правилах православной веры и быть крещены; 2) Если муж магометанин, т.е. лицо, имеющее право иметь нескольких жен, то с момента дачи обязательства, он принуждается этих жен отпустить и впредь жить со своей женою христианкой в том единобрачии, которое установлено православной церковью; 3) Если муж такого обязательства не согласится выдать, то брак этих лиц считается расторгнутым, а жене дозволяется вступить в новый брак. Но уже только с христианином.

Б) Если один из супругов принадлежит к иудейскому закону и примет православие, то и тогда его брак не расторгается и считается законным, если супруги того сами пожелают. Но в таком случае с обоих супругов берется подписка: первый супруг, т.е. восприявший св. крещение обязывается употребить все свое влияние на оставшегося в иудействе с целью отвлечь его от веры отцов и побудить перейти также в христианство, а оставшегося в иудействе подписка обязует, чтобы, родившияся после акта крещения другого супруга, дети были крещены и воспитывались в духе православия. Если же муж или жена, после того, как один из них перейдет в православие, жить вместе не пожелают, то брак расторгается, а перешедшему в православие разрешается второй брак с лицом православного исповедания.

Примечание :

Если брак таких лиц, т.е. православной или православного с евреем или еврейкой не расторгнут, то ни мужу, ни жене не дозволяется постоянное жительство в тех губерниях, где евреям оседлость запрещена.

Еврейка, имеющая самостоятельное право жительства вне черты оседлости, не может быть оттуда выселена на том основании, что она обязана жить совместно с мужем, который таким правом не пользуется, т.е. не имеет право жить вне черты оседлости. Однако это право, приобретенное женой, конечно, не распространяется на мужа и он жить при своей жене не может.

Для перехода еврейки, принявшей православие и вышедшей за православного, не требуется разрешение мужа, и препятствовать ей в этом он не может. Брак их однако не считается расторгнутым при указанном изменении религии.

Если оба супруга перейдут в христианство, то их брак, совершенный по обрядам их прежней веры, сохраняет свою силу во всяком случае, т.е. даже тогда, когда они состоят в том родстве, которое не допускает брак по законам православной церкви.

 

О браках христиан с лицами, не принадлежащими к христианству и нехристиан между собой.

Безусловно ли запрещен брак лицам христианского вероисповедания с нехристианами?

Относительно брака нехристиан между собою и о браке христиан с нехристианами законы наши говорят:

 

Примечание: Правила евангелическо-лютеранской церкви изложены в «Уставе Иностранных Исповеданий», изд. 1896 г., ст. 328.

  • Каждому племени и народу, не включая язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их веры и их закона или обычая.

Примечание: Брачные акты мусульман обсуждаются по правилам их законов и наше духовное ведомство, а равно и наши законы о баке не имеют для них силы. Однако к магометанам применима 3-я статья, по которой в брак не могут вступать лица, не достигшия законом установленного возраста, или лица, перешедшия 80-летний возраст. Общий закон о дозволении женам выходить вновь замуж, если их муж лишен прав состояния, распространятся и на магометанок, но для этого надо разрешение магометанского духовенства.

 

(Продолжение этой информации на 2 страничке).

Хочу заранее поблагодарить всех за интерес к моему сайту и буду с интересом ждать Ваших комментариев.

 

 

 

Обо мне | Карта сайта | Privacy Policy | Пишите мне | ©2005 Линниченко Михаил

Hosted by uCoz